Биография
Виктор Александрович Соснора родился 28 апреля 1936 г. в г. Алупка Крымской области (ныне в составе Украины). Детские годы Сосноры прошли в Ленинграде. Отец Сосноры в 1930-е гг. был акробатом-эквилибристом цирка. Во время Великой Отечественной войны командовал лыжными истребительными батальонами на Ленинградском фронте. Мать Сосноры работала на Невском машиностроительном заводе технологом, позднее – инженером-методистом. В шестилетнем возрасте Соснора пережил блокадную зиму Ленинграда 1941 – 1942 гг., был вывезен по Дороге жизни на Большую землю и отправлен к родственникам на Кубань. Оказался на оккупированной немцами территории; находился в партизанском отряде, которым командовал его дядя.
После войны Соснора жил с отцом-военнослужащим в разных городах. Школьные годы провел в Варшаве, Ленинграде, Архангельске, Махачкале и Львове. Занимался в спортивных школах, музыкальной школе и Львовском институте прикладных искусств.
В 1954 г. после окончания Львовской средней школы переехал к матери в Ленинград. Работал грузчиком на Невском машиностроительном заводе. В 1955 г. был призван в армию. Демобилизовавшись в 1958 г., вернулся на тот же завод и работал слесарем-электромонтажником; одновременно (с 1962 г.) заочно учился на философском факультете Ленинградского университета (не закончил).
Впервые стихотворения Сосноры, посвященные Древней Руси, были опубликованы в 1960 г. в газете «Литература и жизнь» и сопровождались статьей Н. Асеева, который высоко оценил своеобразие дарования их автора. Первый сборник стихов Сосноры «Январский ливень» (1962) также вышел с предисловием Н. Асеева, внимательно следившего за развитием его таланта и в последующие годы. Центральное место в сборнике занимает стихотворный цикл «За Изюмским бугром. По мотивам „Повести временных лет" и „Слова о полку Игореве"». Тема Древней Руси получила отражение и в двух последующих сборниках «Триптих» (1965) и «Всадники» (1969); поэтические вариации Сосноры стали в один ряд с лучшими образцами отечественной поэзии. Поэта горячо поддержал академик Д. Лихачев. Положительно отозвались о стихах Сосноры этого периода К. Симонов, Б. Слуцкий и др. Возникшие творческие и дружеские связи с Н. Заболоцким, В. Каменским, А. Крученых, Д. Бурлюком, а также художниками М. Кулаковым, В. Вайсбергом, А. Зверевым сохранились на долгие годы. Особую роль в судьбе поэта сыграла Л. Брик. Благодаря ей стихи Сосноры стали известны за границей, а сам поэт побывал во многих зарубежных странах.
В 1963 г. Соснора был принят в Союз писателей СССР. В 1967 г. он открыто выступил в поддержку письма А. Солженицына Четвертому Всесоюзному съезду писателей СССР – против диктата советской цензуры, в защиту свободы творчества.
К этому времени, как и в последующие 1970 – 1980-е гг., многие поэтические и прозаические книги Сосноры («меня нужно читать, как я пишу, – книгами», – утверждал поэт) оставались неизданными. Несколько сборников – «Аист» (1972), «Кристалл» (1977), «Стихотворения» (1977), «Песнь лунная» (1982), «Возвращение к морю» (1989) – отражали малую часть всего написанного. Большинство стихов на родине поэта не печатались и впервые увидели свет спустя более двух десятилетий после их создания на страницах «Избранного» (1987), вышедшего в США (до этого частично публиковались в зарубежной периодике). В России этот пробел восполнили сборники, появившиеся в печати лишь в 1990-е гг.: «37» (1993), «Верховный Час» (1998), «Куда пошел? И где окно?» (1999).
Усложненный синтаксис, неожиданные ассоциативные связи и звуковые сближения, «сбитые» ритмы, верлибры Сосноры вызвали противоречивые отзывы критики; в то же время отмечалась близость его стиля поэтике В. Хлебникова, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, В. Маяковского.
Начиная с 1960-х гг. Соснора много работает в жанре прозы. Периоду царствования Екатерины II посвящены его исторические повести «Две маски» (1976) и «Спасительница отечества» (1984). Вместе с двумя другими повестями – «Державин до Державина» и «Где, Медея, твой дом?» (вариация на тему древнегреческого мифа об аргонавтах) – они составили книгу «Властители и судьбы» (1986), жанр которой сам автор определяет как «литературные варианты исторических событий». В 1990 г. опубликована повесть «Николай» об императоре Николае I (отдельное издание – 1992).
Произведения на исторические темы были встречены также неоднозначными оценками, как и проза поэта о современности. Романы «Башня» (1993) – дневник, отражающий внутреннюю жизнь героя, претерпевшего клиническую смерть; гротескный «День зверя» (1996) и «Дом дней» (1997), «импульсивный сюжет» (А. Арьев) которого включает новеллы, портреты, эссе, поэтические миниатюры, написанные верлибром; сборники новелл («Книга пустот» (1998)) и эссе («Камни NEGEREP» (1999)) – носят отчетливо авангардистский характер.
Драматические сцены Сосноры, написанные в 1960-е гг., увидели свет в 1996 г. (сборник «Ремонт моря»).
В течение тридцати лет Соснора руководил разными литературными объединениями (при Доме культуры пищевой промышленности, Доме культуры имени Цюрупы, научно-производственном объединении «Позитрон» и др.) в Ленинграде. В 1970 и 1979 гг. читал лекции по древнерусской поэтике и русской литературе XVIII в. в Париже, в 1987 г. – в ряде университетов США.
Президент Международной Академии русского стиха.
Отмечен литературными премиями: Довлатовской (1998 г.); им. Аполлона Григорьева (1999 г.) – за сборник «Куда пошел? И где окно?»; лауреат премии «Северная Пальмира (2001 г.) и премии Андрея Белого (2004 г.).
Много рисует тушью; некоторые книги оформлены рисунками автора.
Живет в Санкт-Петербурге.
(Биография Виктора Александровича Сосноры составлена И. В. Ханукаевой:
Ханукаева И. В. Соснора Виктор Александрович // Русские писатели и поэты (советский период): Биобиблиографический указатель / под ред. М. А. Бениной, Н. Г. Захаренко, И. В. Ханукаевой. – СПб.: Издательство Российской национальной библиотеки, 2001. – Т. 24. – С. 82–84.)
|